Третий век в пути [«Российская газета» № 235п (3103), 16 декабря 2002 г. (с. 8)]

Иллюстрация к статье Третий век в пути [Российская газета № 235п (3103), 16 декабря 2002 г. (с. 8)]

Когда вам надо поздравить с праздником своего друга, живущего на другом конце страны, вы отправляете ему по почте открытку. А вот когда Президенту России или премьер-министру надо отдать распоряжение подчиненному ему предприятию на другом конце страны, в дело вступает Государственная фельдъегерская служба. 17 декабря эта организация отмечает свой 206-й день рождения.

Фельдъегерский корпус - предтеча нынешней службы - был создан указом императора Павла I в 1796 году. Согласно первому штатному расписанию в корпусе числились всего один офицер и 13 егерей. В него набирали унтер-офицеров лейб-гвардии ростом не ниже 170 сантиметров, благообразной внешности, со знанием иностранных языков и хороших манер. Первым командиром корпуса стал капитан Шелганин.

- Вообще-то мы считаем основателем службы Павла I, - рассказал «РГ» инспектор управления кадров Государственной фельдъегерской службы Алексей Каревский. - Кстати, заложенные им принципы являются основополагающими для нас и по сей день. Вот, скажем, курьер до сих пор находится на заднем сиденьи машины, а сумку с корреспонденцией держит все время в поле зрения. Так, как и предписывал император. Брать попутчиков и пить горячительные напитки во время маршрута тоже запретил именно он. Третий же в этой компании - Леонид Ильич Брежнев, при котором служба обрела материальный достаток. Но, по словам Каревского, именно Николай I выпустил на дорогу первый экипаж с «мигалкой» и «крякалкой».

- Колокольчик под дугой на главном почтовом тракте дозволялось иметь только фельдъегерям. Всем прочим предписывалось подвязывать колокольчик, выезжая на такую трассу. И всем предписывалось уступать курьерской тройке дорогу. Даже генералам.

Николай же лично облазил всю карту Российской империи с лупой в руках и четко определил сроки доставки корреспонденции из столицы на окраины страны. За доставку пакета с опережением графика следовало щедрое вознаграждение - до 300 рублей ассигнациями или кольцо с бриллиантом. За опоздание - гауптвахта и понижение в должности. Правда, за всю историю службы было всего два таких случая.

За более чем двухвековую историю служба совершила немало славных дел. И в Отечественной войне 1812 года, и в Первой мировой и в Великой Отечественной фельдъегеря принимали самое активное участие.

- Знаменитая атака Багратиона на Бородинском поле началась после того, как фельдъегерь Николай Маттисон доставил ему приказ Кутузова, - говорит Алексей Каревский. - Да и побежденного Наполеона из Фонтенбло на остров Эльбу сопровождал наш фельдъегерь Иван Лицынский.

64 из 68 курьеров побывали в Севастополе во время Крымской кампании. Все они получили боевую медаль «За оборону Севастополя». А один из курьеров награды защитникам Петропавловска-Камчатского, отбившим англо-французский десант, вез шесть с половиной месяцев. По дороге он был ранен бандитами и потерял руку, но пакет доставил по назначению.

- Сейчас наша работа подстроена под расписание самолетов и поездов, - говорит Алексей. - Сколько самолет летит до Камчатки, столько времени нам и требуется, чтобы доставить туда пакет. Мы можем только сократить срок доставки пакета в аэропорт.

После событий октября 1917 года Фельдъегерский корпус оказался единственной, не пущенной на слом новой властью службой старой императорской России. После революции преемником корпуса стала Служба внешней связи Всероссийского главного штаба, которая с 1920 года стала называться Фельдъегерский корпус РККА. Правительственную корреспонденцию по Петрограду, а с марта 1918-го - по Москве доставляли красноармейцы - самокатчики Военной команды при Управлении делами Совнаркома РСФСР. В 1921 году в структуре ВЧК была создана фельдъегерская связь, выполнявшая функции военно-курьерской правительственной связи.

20-е годы - особенные. Курьеры службы тогда помимо всего прочего занимались и инкассацией. Они возили драгметаллы, ассигнации, алмазы. Желающих поживиться содержимым пакетов, перевозимых егерями, было хоть отбавляй. Чтобы защитить корреспонденцию от посягательств, фельдъегеря нередко вооружались пулеметами «Максим». Вид у курьерской повозки с пулеметом был точь-в-точь как у "киношной" тачанки.

В те годы курьеры пользовались практически всеми видами транспорта: авиационным, железнодорожным, автомобильным и гужевым.

- Даже на верблюдах ездили, - говорит Каревский. - От Бухары до Хивы, скажем, можно было добраться только так. Плавали на лодках, ходили пешком.

Даже в мирные 1930-е годы служба несла потери. Только за 1933-1935 годы от рук бандитов погибло 45 фельдъегерей и 49 - получили ранения.

Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 17 июня 1939 года фельдъегерская связь была разделена на три самостоятельные службы: фельдъегерскую связь НКВД СССР, специальную связь Наркомата связи СССР и службу инкассации Госбанка СССР.

В годы Великой Отечественной войны на две тысячи фельдъегерей легла ответственность за доставку приказов ставки Верховного главнокомандования, Главного штаба и Государственного комитета обороны на передовую в действующую армию. Для выполнения этой задачи была сформирована специальная «Летная группа».

В первый период войны фельдъегери гибли в основном из-за несовершенства нашей техники. Курьеры летали на устаревших самолетах ТБ-3б и Р-5. «Летная группа» потеряла в годы войны 12 человек. Больше всех в воздухе провел Михаил Морозов. С июля 1941-го по сентябрь 1945-го он совершил 275 вылетов с особо важной корреспонденцией, налетав 2595 часов и преодолев за это время 553 тысячи километров.

- Наши люди возили и все документы трех встреч глав союзных государств - Ялта, Тегеран, Потсдам, - с гордостью заявляет Алексей. - Интересно отметить, что Олимпиада-80 прошла практически под знаком фельдсвязи, - гордится Алексей. - Доставку тестов на допинг и результатов исследований осуществляли именно мы.

Сейчас доставкой особо важной корреспонденции по нашей стране занята ежедневно тысяча сотрудников.

В январе будущего года исполнится 10 лет межправительственной фельдъегерской связи. Сейчас фельдъегерские службы возрождены во всех государствах, входящих в СНГ. Основой их стали республиканские подразделения фельдъегерской службы СССР.

Годы идут, служба вступила уже в свой третий век, но лозунг свой не изменила. По-прежнему, если хочешь доставить документ в полной сохранности и точно в срок - прибегни к услугам фельдъегеря.

Александр Зеленков

Опубликовано в газете «Российская газета»
№ 235п (3103), 16 декабря 2002 г. (с. 8)