Нас не догонишь!.. Русский фельдъегерь на картине польского живописца [журнал «Родина» № 12, 2001 г. (с. 48-49)]

Ян Хелминский (Шелминский). Погоня за курьером. Почтовая открытка начала XX в.

Эпоха Наполеоновских войн вдохновляла художников конца XVIII — начала XIX века на создание великих полотен. Русская кампания 1812 года не стала исключением. В обозах наступавшей на Москву Великой армии находились художники X.В. Фабер дю Фор и А. Адам, те, кто каждодневно соприкасался со всеми ужасами великого нашествия.

Особенно ярко раскрыт живописцами трагизм событий заключительного этапа Русской кампании. Отступление французской армии к берегам Березины превратилось в беспрецедентное по своим масштабам бегство тысяч и тысяч оборванных, голодных и обреченных на неминуемую гибель людей.

Даже на таком мрачно-леденящем фоне некоторые мастера-баталисты в своих работах пытались взять некий реванш за несостоявшийся триумф «Великого Цезаря».

В 1911 году в Парижском салоне выставлялась картина польского живописца Яна Хелминского «Погоня за курьером». При знакомстве с нею обращает внимание несколько противоречивый характер представленного сюжета. Главным персонажем полотна, несомненно, является русский фельдъегерь, который по замыслу автора картины просто обязан либо попасть в плен, либо быть убитым.

Фельдъегерскую тройку преследуют французские гусары. Хелминский не скрывает своих симпатий к французам и поэтому не оставляет ни единого шанса русскому фельдъегерю. Даже расстояние между наседающим гусаром и фельдъегерской бричкой, которое с каждым рывком гусарской лошади сокращается, не дает возможности фельдъегерю первым произвести выстрел. Только чудо в виде осечки пистолета француза может дать временное, но весьма важное преимущество для русского в этом поединке.

Теперь обратимся к фактам.

На основании архивных материалов нам доподлинно известно, что за время всей кампании 1812 года ни один из офицеров фельдъегерского корпуса в плен к французам не попал и тем более не был убит. Правда, два фельдъегеря пропали в 1812 году без вести, но нам известны их имена. Один из них, подпоручик Фаф, отстал от армии по болезни и, скорее всего, умер в местечке Чашники, не выполняя какого-либо задания. Другой, прапорщик Рааз, исчез в Черном море, по дороге из Константинополя. Скорее всего, везший его корабль погиб во время шторма.

Несомненно, как с русской, так и с французской стороны предпринимались попытки перехвата курьеров противоборствующих армий. Действительно, в плен к французам попадали русские курьеры, но это были либо простые курьеры с обычной корреспонденцией, либо адъютанты, служившие посыльными при своих командирах. Такие случаи носили, как правило, единичный характер.

Офицеры фельдъегерского корпуса также подвергались опасностям. Но высокий профессионализм, чувство долга, хорошее знание российских дорог (французские курьеры не имели точных карт, поэтому часто попадали в плен), умение ориентироваться в любой сложившейся обстановке позволяли им на протяжении всей кампании 1812 года оставаться недосягаемыми.

Хотелось бы еще отметить следующее: эпизод погони изображен на картине Хелминского на фоне зимнего пейзажа российской глубинки, что позволяет с уверенностью говорить о последних неделях, а может быть, и днях пребывания наполеоновской армии в России. По мемуарам и историческим публикациям известно, что первый снег на направлении к западной границе Российской империи выпал 3 ноября, когда французы находились в районе Вязьмы. Сильные морозы, доходившие до –30°, начались при подходе французской армии к Неману. А сопровождавший отступавшую армию Наполеона голод лишь усугубил и без того критическое состояние Великой армии. Известно, что неблагоприятные климатические условия в России на протяжении всей кампании приводили к падежу лошадей, который на последнем этапе войны принял катастрофические масштабы. Лишившись лошадей, кавалеристы превращались в пехотинцев, которым приходилось питаться мясом своих же павших лошадей. В итоге, кавалерия Наполеона после Березины практически потеряла боеспособность.

Отсюда вопрос: могли ли отряды деморализованной, отступающей французской армии, оказавшейся в суровых климатических условиях, к тому же загнанной в узкий коридор, пускаться в рискованную погоню за фельдъегерями?

Разумеется, нет!

Следовательно, сюжет картины Яна Хелминского «Погоня за курьером» носит чисто вымышленный характер, отвечающий лишь настроению и воображению художника.

Пистолеты кремневые. Новодел. Музей истории фельдъегерской связи России.


Александр БУРАКОВ

Опубликовано в журнале «Родина»
№ 12, 2001 г. (с. 48-49)

Скачать