Бронеавтомобили в системе фельдъегерской связи [журнал «Бронеавтомобили» специальное приложение к журналу «Системы безопасности» № 44(2), часть 2, 2002 г. (с. 2-6)]

В.А. Бочарников

Фельдъегерская служба является одним из основных потребителей бронеавтомобилей. В одном из выпусков этого журнала мы уже публиковали интервью с представителем службы. Однако многие вопросы остались не раскрытыми, поэтому мы вновь обращаемся к теме использования бронеавтомобилей в фельдъегерской связи. Сегодня нашим собеседником будет первый заместитель директора ГФС России В.А. Бочарников

- Владимир Алексеевич, скажите, пожалуйста, изменился ли за последнее время состав вашего автопарка?

- Особых изменений нет. Мы провели только плановую замену двух бронеавтомобилей в техническом варианте «перевозчик» и дополнительно приобрели один бронеавтомобиль скрытого бронирования на базе УАЗ-3159 «Барс».

Бронеавтомобили в системе фельдъегерской связи

- Как часто ГФС закупает бронеавтомобили?

- По мере необходимости. При этом учитываются как цели и задачи перевозок, так и необходимость обновления спецавтотранспорта наших территориальных органов. Автомобили, высвобождаемые при замене в Москве, тщательного ремонтируются, проходят техосмотр и передаются в соответствующие территориальные органы федеральной фельдъегерской связи.

- Могут ли ваши территориальные органы самостоятельно закупать автомобили или это делается только централизованно?

- ГФС - бюджетная организация, поэтому обновление автопарка бронеавтомобилей из-за недостатка финансирования осуществляется в установленном порядке, о котором я только что сказал. Хотя есть и исключения, которые мы делаем для отдельных регионов (например, для подразделений Службы Дальневосточного региона), так как им выгоднее приобрести автомобиль на месте и не тратить средства на его перегонку или транспортировку через всю страну.

- Каким образом ваша служба проводит тендеры и что необходимо фирме для участия в них?

- Перед проведением тендера мы должны ознакомиться с документами и прайс-листами, в которых приводятся технические характеристики бронируемых автомобилей, описание концепции бронирования, выбранной фирмой-производителем, а также с предлагаемым уровнем бронезащиты в сочетании с грузоподъемностью. Необходимо наличие сертификата, полученного в специально аккредитованных Госстандартом России органах. Безусловно, учитывается и стоимость бронеавтомобиля. Для участия в тендере, как правило, приглашаются предприятия, находящиеся в пределах Москвы и Московской области, поскольку в процессе бронирования мы всегда можем внести какие-то коррективы или оперативно согласовать возможность доработки каких-то элементов конструкции. При необходимости наши представители выезжают на производство, чтобы на месте ознакомиться с предлагаемой продукцией. Когда все материалы собраны, проводится заседание тендерной комиссии с привлечением руководителей, отвечающих за эксплуатацию спецтранспорта. Если требуется, приглашаем независимых экспертов из ГУ НПО «Специальная техника и связь» МВД России.

- Наличие станций техобслуживания у поставщика влияет на ваше решение о покупке автомобиля?

- Влияет, но не является обязательным. Для нас важно, чтобы предприятие-изготовитель обеспечивало гарантийное обслуживание. В настоящее время любой уважающий себя производитель предоставляет достаточно широкий спектр услуг по гарантийному и послегарантийному обслуживанию. Поэтому особых проблем мы здесь не видим.

- Скажите, пожалуйста, иностранными автомобилями каких марок вы пользуетесь?

- Автомобилей иностранных марок в автопарке специальных транспортных средств у ГФС нет. Мы даже не рассматриваем возможность приобретения таких автомашин. Они дороги, их обслуживание и ремонт тоже обходятся недешево. Да и концепция их бронирования, включающая наличие закладных защитных панелей, двойных дверей отсека охраны и т.д., нам не подходит.

Бронеавтомобили в системе фельдъегерской связи

- Зависит ли модификация используемого автомобиля (его модель) от особенностей перевозимых грузов?

- Конечно. Но у нас несколько иные задачи, чем, скажем, у инкассации. ГФС осуществляет перевозки и доставку корреспонденции, в том числе метизных отправлений, технической документации и образцов промышленных изделий, имеющих гриф секретности, и отправлений с объявленной ценностью. Поэтому мы используем такие бронеавтомобили, которые позволяют перевозить все виды отправлений. Причем не только «россыпью», если так можно выразиться, но и в контейнерах до 500 кг. Как по городу, так и при междугородных перевозках. Иными словами, мы уделяем больше внимания универсальности, чем специализации.

- Ваши бронеавтомобили доставляют корреспонденцию и грузы во все уголки России. Какие требования предъявляются к машинам, которые используются, скажем, в Чечне?

- Что касается Чечни, то здесь вопрос особый. Вы не хуже меня понимаете, что там идут боевые действия. Бронеавтомобили, отправляемые туда, должны быть устойчивы к стрелковому оружию разных типов.

В связи с этим по нашей просьбе производителями был сконструирован автомобиль специально для Чечни. Задачу мы ставили такую: машина должна быть без внешних признаков бронирования, скоростная, с мощным двигателем в 130-150 л.с., класс защиты не ниже 5-го, должна иметься дополнительная защита крыши, пола, бензобака. Максимальный экипаж (вместе с водителем) - 4 человека, с учетом имеющихся у них индивидуальных средств защиты и автоматического оружия. При этом груз, перевозимый автомобилем, должен составлять не менее 50 кг. Конструкторам пришлось поломать голову, поскольку если бы они не нашли соответствующее шасси, то после бронирования на наших условиях автомобиль перевозил бы только самого себя. В этих условиях приходилось учитывать даже дополнительный вес крепежных деталей.

- Почему выдвигались именно такие требования?

- Мы исходили из того, что бронеавтомобиль должен сохранить жизнь членам экипажа, если они попадут под обстрел, и либо уйти из-под огня, обеспечив безопасность людей и корреспонденции, либо дать возможность личному составу быстро покинуть машину и рассредоточиться для отражения нападения.

- Использует ли ГФС при покупке бронеавтомобилей лизинговую систему? И насколько хорошо, на Ваш взгляд, она отрегулирована в России?

- Лизинговую систему ГФС не использует по ряду причин. На одну из них я хочу обратить особое внимание. Мне не известна на сегодняшний день ни одна отечественная фирма, которая занималась бы финансовой арендой, т.е. лизингом, на рынке бронеавтомобилей. Я повторяю - российская. Возможно, мы просто не владеем необходимой информацией, или сказывается недостаток рекламы этого вида инвестиционной деятельности. А может быть, система лизинга находится на начальном этапе своего становления, как всегда тяжело пробиваясь на рынок этого вида услуг. Однако в целом для ГФС это интересно, и мы рассмотрели бы возможность использования лизинга при покупке бронеавтомобилей.

- Часто ли ГФС приходится использовать свои бронеавтомобили в сельской местности?

- Скорее – нет. Это обусловлено прежде всего нашими основными задачами по обслуживанию органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов военного управления и администраций промышленных объектов, имеющих важное государственное значение.

Однако в ряде случаев, особенно это связано с доставкой корреспонденции в закрытые административно-территориальные образования, доставка корреспонденции и специальных грузов бронеавтомобилями осуществляется по маршрутам протяженностью от 300 до 1000 км.

- Чем такие машины отличаются от применяемых в условиях города?

- Практически ничем, за исключением колесной формулы, которая должна быть как минимум 4x4.

Бронеавтомобили в системе фельдъегерской связи

- Как решается сейчас вопрос создания комфортных условий для экипажа? Во всех ли машинах ГФС есть климатические установки и насколько их качество соответствует современным требованиям?

- Комфортные условия очень важны, поскольку личный состав порой не снимает бронежилеты по 12 часов в сутки. Представьте человека, вооруженного автоматическим и табельным оружием, в бронекунге автомобиля без климатической установки в летнюю жару. Или то же самое зимой при температуре ниже 20? Не случайно климатическая установка на спецтранспорте – это обязательное условие для работы. Плюс соблюдение предприятием-изготовителем установленных требований по экологической и пассивной безопасности. Это предусмотрено сертификацией и должно учитываться при выборе бронеавтомобиля.

Что касается качества климатических установок, то оно, мягко говоря, недостаточно удовлетворительно. Весь вопрос в том, чтобы осуществлять привод компрессора не одним, а двумя ремнями. Правда при этом необходимо будет несколько доработать капот автомобиля.

- Каковы Ваши требования по бронированию автомобильных стекол?

- По прозрачной броне я не большой специалист. Но с точки зрения человека в погонах, представляющего себе принципы бронирования, могу отметить следующие критерии. Во-первых, стекло должно быть прочным. Чем прочнее стекло, тем большая часть энергии пули расходуется на его разрушение. Во-вторых, бронестекло не должно ухудшать обзорность. При установке вместо штатного лобового стекла плоских стекол, соединенных непрозрачной перегородкой, обзорность значительно уменьшается. Кроме этого в ряде случаев, например в плохую погоду, стеклоочистители работают неэффективно: упираются в перегородку, и сам спектр очистки оказывается для них узким.

- Наличие трех дверей в бронеавтомобиле является непременным требованием для ГФС?

- В принципе да. Более того, большинство эксплуатируемых в ГФС автомобилей имеют еще и задние двери для погрузки крупногабаритных отправлений, либо отправлений с большим весом.

Бронеавтомобили в системе фельдъегерской связи

- Каковы, на Ваш взгляд, основные недостатки отечественных бронеавтомобилей?

- Если говорить о качестве бронирования, то особых вопросов не возникает. Правда, есть один момент, на котором хотелось бы остановиться. Это вопрос согласования изготовителем бронеавтомобиля его технических параметров с производителем базового шасси. При бронировании автомобиль утяжеляется, и нагрузка на мосты возрастает. В ряде случаев с учетом выбранной фирмой концепцией бронирования перегрузка переднего моста составляет более 20%. Это приводит к повышенному износу передней подвески. При этом повышаются, как минимум, на 20% усилия водителя при управлении и, как следствие, ухудшается маневренность автомобиля. Согласитесь, что это важно. Поэтому при выборе бронеавтомобилей для ГФС эти моменты учитываются.

Бронеавтомобили в системе фельдъегерской связи

- Для вождения бронеавтомобилей нужна специальная подготовка (переподготовка). Как и где вы обучаете своих водителей?

- Для работы на бронеавтомобилях и выполнения спецзаданий подбираются водители, имеющие квалификацию не ниже 1-го класса со стажем от 10-15 лет, с большим опытом вождения в городском режиме и хорошими знаниями соответствующей материально-технической базы. Водители бронеавтомобилей проходят ежеквартальный инструктаж, проверку знаний по ПДД.

- Сколько человек обычно входит в экипаж бронеавтомобиля ГФС?

- Все зависит от важности и объемов перевозимых грузов. В основном не менее двух вооруженных сотрудников, не считая водителя.

- Как решается проблема ремонта бронеавтомобилей?

- Техническое обслуживание и ремонт бронеавтомобилей ГФС производится на Центральной базе МВД России, согласно выписки из графика технического обслуживания. Там же производится диагностика двигателей, а также ремонт и замена агрегатов автотранспортных средств.

Проверка технического состояния машины перед выездом осуществляется силами экипажа и механиками отдела.

- Какова, на Ваш взгляд, общая ситуация на отечественном рынке бронеавтомобилей сегодня?

- Мне кажется, рынок достаточно стабилен, и каких-либо тенденций, способных серьезно взволновать заказчиков этой продукции с точки зрения ухудшения качества, думаю, не отмечается.

Опубликовано в журнале «Бронеавтомобили»
специальном приложении к журналу «Системы безопасности»
№ 44(2), часть 2, 2002 г. (с. 2-6)

Скачать