Аллюр три креста [журнал «Почта России» № 2(15), 2004 г. (с. 8-11)]

Курьер фельдъегерской связи никогда не знал и не знает, что находится в запечатанном конверте, но его содержимое всегда оказывает серьезное влияние на судьбу миллионов людей

Иллюстрация к статье Аллюр три креста [журнал Почта России № 2(15), 2004 г. (с. 8-11)]

Фельдъегерская служба... Когда мы произносим эти слова, в воображении возникают гонцы на взмыленных конях, мчащиеся с важными вестями к императору от полководца с театра военных действий. Измученный посланник соскакивает с лошади и вручает государю секретный пакет...

Единственной деталью государственного механизма, дошедшей до нас из глубины веков практически без изменений и бесперебойно работающей все это время, является служба, призванная обеспечить максимально надежную и быструю связь с любым звеном исполнительной власти. В Киевской Руси грамоты великих князей доставляли особые гонцы – «верные головы». В Московском государстве XV -XVII веков эти обязанности выполнялись специальной курьерской связью – «ямской гоньбой» – с поразительной эффективностью. Новости распространялись по бескрайним русским равнинам с немыслимой для европейской почты быстротой. В XVII веке царь Алексей Михайлович установил специальные маршруты, по которым царские вестники мчались, сменяя лошадей без малейшего промедления.

Его сын, великий преобразователь России Петр I, нуждавшийся в мгновенном распространении своих многочисленных указов по всем уголкам России и доставке в правительство информации с мест, создал специальную военно-курьерскую службу. В нее принимались лишь физически подготовленные и облаченные доверием молодые люди.

17 декабря 1796 года особым указом императора Павла I был образован Фельдъегерский корпус как самостоятельное подразделение службы связи специального назначения. Сегодня именно эта дата празднуется как день основания российской фельдъегерской службы. Комплектовался корпус из чинов гвардии. В его задачу входило обеспечение надежной курьерской связи императора, других высоких особ и правительственных органов. Роль фельдъегерей в доставке секретной документации в ходе наполеоновских войн оказалась неоценимой – большое число из них за мужество и героизм в войне 1812 года были отмечены наградами. В Крымской кампании из 68 человек, состоящих в штате корпуса, 64 были награждены орденами и медалями за оборону Севастополя.

По мере развития и совершенствования государственного аппарата расширялись функции корпуса. Именно фельдъегерям давали порой деликатные и не самые симпатичные поручения: сопровождать бывшего императора Наполеона в ссылку на остров Эльбу, транспортировать гроб с телом А.С. Пушкина на родину в Михайловское, конвоировать особо опасных преступников к месту их заключения – осужденных декабристов, Достоевского, петрашевцев. В дальнейшем фельдсвязь освободили от не свойственной ей жандармской функции. Зато все время возрастали требования к скорости передвижения «государевых гонцов». А она из-за плохого состояния дорог резко падала в распутицу и возрастала зимой. На конвертах того времени указывалась срочность доставки правительственных сообщений, или, как тогда говорилось, – аллюр. Один крест – «обычным порядком», два креста – «весьма срочно». А вошедшая в поговорки скорость «аллюр три креста» означала «быстроту свыше всякой меры» – порой по 350 верст в сутки с остановками лишь для смены лошадей. Прогоны между станциями достигали в сибирских и южноуральских степях 100 верст и более. Где-то в тех местах и замерзал ямщик из знаменитой русской песни. Узкие дороги того времени затрудняли движение в обоих направлениях. Чтобы издалека заявлять о своем приоритете на трассе, по именному указу императора Николая I в 1834 году Фельдъегерскому корпусу было присвоено исключительное право «езды с колокольчиками» в городах и на главных магистральных дорогах. Услышав звон курьерской тройки, все прочие участники движения должны были уступать дорогу.

Служба в Фельдъегерском корпусе считалась малозаметной и трудной. Зато оперативное выполнение поручений поощрялось личными подарками царствующих особ, наградами и повышением в чинах. Именно тогда появился знаменитый девиз фельдъегерей: «Промедлить – значит потерять честь!».

С развитием технического прогресса изменились технические средства передвижения фельдъегерей. Чтобы ускорить доставку особо срочной корреспонденции, на маршруты фельдсвязи в Москве в 1903 году выехали первые автомобили. На смену «необгонимым» курьерским тройкам, верблюдам, парусникам пришли скоростные поезда, самолеты и вертолеты. Прошли столетия, но, несмотря на все транспортные новшества, самым надежным способом передачи информации остался старый, добрый и «романтичный» – из рук в руки: получить документ, доставить его адресату, взять расписку. В течение двух с лишним веков, на различных витках богатой событиями истории неоднократно менялось название и структура Фельдъегерского корпуса, но никогда не ставилась под сомнение его важнейшая роль в системе государственного управления. Большевики, придя к власти в 1917 году и разрушив старую власть «до основанья», не только сохранили важнейшую государственную службу, но и оставили на своем посту назначенного еще царем командира корпуса – генерал-майора А.Д. Носова. На 10 лет, что он командовал Фельдъегерским корпусом, пришлась мировая война и две революции. Он оставался «генералом» и при Советской власти.

История советской фельдъегерской связи начинается 2 мая 1918 года, когда была организована служба внешней связи Главного штаба Красной Армии. А в 1924 году создается строго централизованная общегосударственная связь на базе ВЧК. Новая власть создала и своих профессионалов. В 20 – 30-х годах фельдъегерям часто приходилось с оружием в руках идти «сквозь револьверный лай», проявляя героизм, защищать доверенную им корреспонденцию и грузы от бандитов. «Глаз кося в печати сургуча... Засыпал к утру. Курок аж палец свел...», – писал Владимир Маяковский о тех, кто погиб, оберегая государственные документы. Только за 3 года (1933 – 1935 гг.) при исполнении служебных обязанностей погибли 45 фельдсвязистов и столько же было покалечено.

В годы Великой Отечественной войны, выполняя государственные задания по доставке секретных документов в штабы фронтов действующей армии, многие работники ОФС не вернулись с боевых заданий. С 1941 по 1945 год сотрудники «летной группы» фельдъегерской службы совершили более 13 000 боевых вылетов, самолеты подвергались обстрелам и атакам истребителей противника, произошло 127 аварий и катастроф. Служба «государева гонца» никогда не была легкой. И в годы Отечественной войны фельдкурьеры ничем не отличались от обычных солдат и офицеров.

В послевоенные годы значительно увеличились обязанности фельдъегерской связи. Осуществлялась доставка корреспонденции и технической документации в Китайскую Народную Республику, в Индию, Индонезию, Египет, Сирию, на Кубу, во Вьетнам, во все страны народной демократии. К началу 60-х годов фельдсвязь перешла на использование гражданского воздушного флота, что позволило значительно сократить сроки доставки корреспонденции. Слаженность работы фельдсвязистов, оперативная доставка технической документации в трудных условиях создания ядерного потенциала, строительства и оборудования первых пусковых ракетных комплексов в немалой степени способствовала выполнению поставленных задач в области обороны и освоения космоса.

19 августа 1991 года, когда время жестко поставило перед россиянами проблему выбора, Государственная фельдъегерская служба (ГФС) действовала строго в рамках закона. Если бы фельдсвязь была парализована, страна, находясь в полном неведении о том, что происходит в Москве, оказалась бы на грани реальной гражданской войны.

В 1993 году в соответствии с Указом Президента РФ № 1400, которым он прекратил деятельность Верховного Совета, был отозван отдел фельдсвязи из Дома правительства РФ. Поэтому незаконные указы, в том числе и кадровые перестановки, не дошли до своих адресатов и смогли предотвратить всероссийскую смуту.

Фельдъегерь никогда не знал и не знает, что находится в запечатанном конверте, но его содержимое всегда оказывает серьезное влияние на судьбу миллионов людей. Поэтому более 207 лет фельдъегерская служба сохраняет и обеспечивает основной принцип своей работы – доставку корреспонденции высших должностных лиц государственной власти в установленный срок и с гарантированной сохранностью.

Иллюстрация к статье Аллюр три креста [журнал Почта России № 2(15), 2004 г. (с. 8-11)]

На вопросы журнала «Почта России» отвечает директор Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации (ГФС России) генерал-лейтенант Г.А. КОРНИЕНКО

- Геннадий Александрович, что такое современная фельдъегерская связь?

- В соответствие с Указом Президента РФ № 1485 от 10 августа 2000 года, которым утверждено Положение о Государственной фельдъегерской службе РФ, ГФС России является составной частью сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации наряду с Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой охраны и другими соответствующими ведомствами. Как и все силовые структуры, она подчиняется непосредственно Президенту РФ и выполняет задачи по оперативной доставке корреспонденции высших должностных лиц государства и другие задачи, определенные Законом «О федеральной фельдъегерской связи».

- В век Интернета, электронных средств информации, секретных телерадиокоммуникаций не становится ли анахронизмом посланец с пакетом, запечатанным сургучом?

- Наша служба – это один из важнейших инструментов государственного управления. Все, что происходит по реализации решений, принятых высшими должностными лицами государства, наступает лишь после того, как конкретные исполнители получат первичный документ с подписью должностного лица. Как у нас говорят: «Без указа нет приказа».

Поэтому пока существует государство – будет существовать и фельдъегерская служба. Не только наш, но и зарубежный опыт свидетельствует о том, что фельдъегерская связь своего значения не утратила, и ни одна страна от ее услуг не отказалась. Американцы, например, имеют несколько тысяч курьеров. Причем это по-прежнему одна из самых закрытых спецслужб.

А что такое электронные средства информации? Безусловно, они очень важны. Но это всего лишь предварительная оперативная передача данных. Проиллюстрировать можно примером из недавней предвыборной кампании. Возникший диспут о подсчете голосов избирателей по выборам депутатов Государственной Думы между председателем Центральной избирательной комиссии РФ А.А. Вешняковым и функционером Коммунистической партии Г.А. Зюгановым разрешился только после получения официальных протоколов об итогах голосования в регионах. Эти важнейшие документы доставили в Москву фельдсвязисты. За отличную работу председатель Центризбиркома России А.А. Вешняков в письме поблагодарил сотрудников, которые участвовали в доставке выборной корреспонденции.

- Соответствует ли действительности тот образ романтического посланника, укладывающийся в формулу «пакет, печать, наган»? Кто они, современные «государевы гонцы»?

- С того самого момента, когда греческий гонец принес радостную весть о победе над персами у селения Марафон, основные принципы, на которых строится вся работа фельдсвязи, остаются неизменными. Это оперативность и надежность доставки корреспонденции высших должностных лиц государства. Хотя нашим сотрудникам порой приходится иметь дело не только с пакетами, но и с грузами в несколько тонн. И доставлять их по сложным маршрутам, в том числе и за рубеж.

Поэтому не случайно эти высокопрофессиональные и самоотверженные люди носят погоны, проходят тщательный отбор, прежде чем поступить на службу. Они выполняют не только государственную, но и по-настоящему мужскую работу. Ежесуточно в самолетах и поездах с важнейшей корреспонденцией к своим адресатам направляются более 300 сотрудников ГФС. Многие из них отмечены государственными наградами, в том числе и за выполнение заданий в Чеченской Республике. Лучшей оценкой нашей деятельности является тот факт, что за весь период существования ГФС не был утерян ни одни пакет, имевший отношение к высшим должностным лицам.

- Какие сейчас, в век скоростного транспорта, существуют сроки доставки фельдъегерской корреспонденции?

- Органами федеральной фельдъегерской связи осуществляется доставка корреспонденции по 113 постоянно действующим маршрутам: 60 авиационным, 36 железнодорожным, 16 автомобильным и даже одним специальным водным. Помимо этого, регулярно осуществляются встречи и проводы сотрудников Межправительственной фельдъегерской связи, прибывающих в Москву по 12 маршрутам. Корреспонденция доставляется и вручается адресатам, как правило, на следующий день после сдачи ее в фельдсвязь, а в пределах Москвы – в течение часа. При этом обеспечивается гарантированная сохранность перевозимых документов и контроль за их прохождением.

- Почтовой службе о таких сроках доставки корреспонденции пока остается только мечтать.

- Масштаб и значение российской почты в современных условиях трудно переоценить. Без доставки обычной почтовой корреспонденции многими процессами в обществе было бы непросто управлять. С почтовым ведомством у нас общие исторические корни, но у каждого из нас свой самостоятельный сегмент на пространстве связи. Мы искренне, как коллеги, и как все граждане России, желаем успеха процессу реформирования российской почты, повышению качества ее услуг.

Иллюстрация к статье Аллюр три креста [журнал Почта России № 2(15), 2004 г. (с. 8-11)]

Виктор МАКСИМОВ
Фото Сергея СКРЫПНИКА

Опубликовано в журнале «Почта России»
№ 2(15), 2004 г. (с. 8-11)

Скачать